Радость открытия

Анна Младковская, искусствовед, 
журналист, член Союза московских архитекторов 
и Московского союза писателей.

Какая радость – открывать не известного тебе дотоле художника, проникать в новый для тебя мир образов и знаков, разгадывать и распознавать, чтобы потом приобрести возможность поделиться со всеми своей радостью!

Виталий Котиков явился в мир в 1975 году в старинном русском городе Рязани, но уже через два года семья переехала в Москву, так что детство будущего художника проходило между столицей и провинцией. Как он сам признается, выбор жизненного пути был предопределен случаем, когда десятилетнему мальчику на глаза попалась неприметная с виду деревяшка. Судьба ли, таинственная подсказка подтолкнули его рассмотреть находку со всех сторон, но то, что он увидел, захватило любознательного и чуткого отрока до такой степени, что он долго искал возможности повторить изображенное на этой потемневшей от времени и небрежения людей доске (это была икона!)

Впоследствии трещины, потертости, потускневшее золото вошли в набор приемов, которые художник использовал в своих работах.

В школе он постоянно рисовал, лепил, а по ее окончании поступил в Московский Государственный Текстильный университет и получил диплом художника-стилиста по специальности «Художественное проектирование текстильных изделий». (Вот откуда острый интерес к историческому костюму, материалу, фактуре, линии, цвету!) Образование позволило найти достойное профессиональное занятие – Виталий успешно работает в сфере дизайна, в настоящее время – мебели. Однако все время, свободное от службы, он по-прежнему отдает живописи.

Его произведения не нуждаются (или почти не нуждаются – для посвященных) в письменном или устном пояснении. Все элементы – графические, живописные, орнаментальные – превращают картины в тесно, без просветов, от края и до края, затканное полотно, сплошь покрытое таинственной вязью знаков, образов, диковинных изображений. Его работы и есть подробный, скрупулезный рассказ из древней истории стран и народов, сказаний, летописей, преданий. И каких только героев, персонажей, фантастических и реальных существ здесь не встретишь – глаза разбегаются от разнообразия, а мысль «растекается по древу». Мифологические сюжеты, философские иносказания, заветы мудрецов и литературные метафоры зашифрованы и вплетены в ткань живописных работ художника.

Очевидно, что он мастерски использует классические приемы византийской и русской иконописных школ (золотой фон, обратная перспектива, вытянутые фигуры людей, строгие, одухотворенные лики). Однако вполне убедительны мужественно-отреченные и витиеватые образы персонажей японского, индийского эпоса. Восточная миниатюра с ее роскошной орнаментальной культурой и виртуозной работой на плоскости, внимание к деталям красочных одежд и покровов – осуществлены Виталием Котиковым с почти невероятным совершенством. Здесь необходимы не только фантастическое усердие и трудолюбие графика и живописца, но и глубокое проникновение в историю и теорию искусства.

Художественный образ-символ, неисчерпаемая фантазия и штудия в сочетании со знаниями, добытыми как исследователем, превращают эти полотна в многозначные изобразительные «рукописи» – художник выступает знатоком и продолжателем традиции европейской книжной миниатюры-иллюстрации, только в большем масштабе. Ведь его работы очень трудоемки и из-за своих немалых размеров.

Сакральный смысл заключен, видимо, в приемах причудливой орнаменталистики и декора, стилизованных и доведенных художником до высочайшего мастерства.

Замысловатое сочетание поэтичных языческих верований древних славян и запредельных для сознания глубинных таинств восточных мыслителей делает творчество Виталия Котикова абсолютно оригинальным, неповторимым и, если проводить параллель с литературой, то в чем-то роднит его с еще одним знаменитым рязанцем: поэзия национального поэта-лирика Сергея Есенина тоже полна обращений к прекрасному и загадочному Востоку.